Как психологически подготовиться к родам

Ученым удалось поддержать жизнь мозга вне тела
08.05.2018
Простые рецепты полезного домашнего хлеба
10.05.2018

Как психологически подготовиться к родам

Вопрос, который бы я еще хотела затронуть, скорее акушерский. Но я бы сказала — это вопрос больше человеческий. Особо хочу отметить психологический настрой матери и отца, осознания важности момента — появления ребенка на свет. Очень важно, как и в каких условиях дитя появляется на свет. Мама должна быть готова к родам, готова «пожертвовать» собой, временно перенести боль, страдания. Это очень важный момент. Потому что если женщина психологически готова к ним, можно быть уверенным на 80-90% в благоприятном исходе родов.

Очень часто во время родов приходится наблюдать такой момент: женщина не слушает, что говорит ей акушер или акушерка, ведущая роды. И это приводит порой к тому, что необходимо делать какие-то дополнительные манипуляции, чтобы извлечь новорожденного. А это не всегда для ребенка во благо. Благо то, что идет нормальным, физиологически естественным путем. «Невнимательность» женщины чаще всего обусловлена чувством страха. Страх уйдет, если женщина будет внутренне уверена в благополучных родах, что обусловлено ее молитвой и молитвой за нее духовника (священника) в Церкви, ее родственников и, в первую очередь, мужа дома и в храме.

Евангелист Иоанн Богослов повествует: «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир» (Иоанн. 16, 21). Неся эти слова в своем сердце, женщина не будет бояться ни боли, ни страданий. И вопрос об обезболивании родов скорее всего не возникнет. Момент очень важен.

Не должно быть страха, дорогие мои православные мамы и папы. Если вы молитесь, если за вас молится вся семья, если ваш духовник, священник в молитве обращается в Церкви, Ангел Божий молится вместе с вами, вместе со священником в храме, страх уходит, а душа наполняется уверенностью.

При подготовке к родам необходимо использовать не только рекомендации, данные священником, но и получить консультацию акушера, как правильно вести себя женщине в момент начала родов (регулярных схваток). Есть специальные упражнения, включающие в себя дыхание, использование определенных точек на теле, которые снимают боль, и, самое главное, не мешают и не травмируют малыша.

Перед родами обязательно поинтересуйтесь у акушерки, где есть в вашем районе Центры подготовки женщины к родам. И там опытные акушерки обязательно должны рассказать о тех моментах дыхания, которые женщина должна знать при родах, о тех точках обезболивания, используемых роженицами при схватках в домашних условиях, когда схватки еще легки, об определенном ритме дыхания, возникающем при схватках. Женщина обязательно должна это знать. Из книги этого не почерпнешь. Очень важно живое слово, очень важен совет того, кто непосредственно с этим сталкивается, кто с этим работает.

Еще один момент: страх перед болью. Вслед за ним сразу возникает вопрос об обезболивании в родах. Вопрос этот не педиатрический. Поэтому, с точки зрения профессионализма, касаться к нему я не имею права. С точки зрения медицинской (это чисто мое наблюдение и опыт старшего поколения) таков: когда женщина психологически готова к родам, вопрос об обезболивании не стоит. Если стоит вопрос о комфортности родов, то есть чтобы уж совсем было не больно, это уже вопрос второй. Этот момент должны объяснить, обосновать акушеры. С точки зрения православного подхода, об этом скажет лучше священник[1]. Однако всегда считалось, что страдания непременно должны присутствовать. Поэтому страшиться их не надо.

Мне часто задают такой вопрос: «А как я отношусь к домашним родам?». Вопрос непростой в очень многих моментах. Если в дореволюционной России домашние роды являлись привычными, то в настоящее время это скорее исключение. Потому что роды дома должны быть четко организованы и тщательно подготовлены. То есть акушер, наблюдающий малыша и мать будущего ребенка, должен четко сказать матери, что беременность протекает нормально, что положение плода нормальное, что роды пойдут обычным физиологическим путем, что нет никаких причин, которые будут требовать оперативного родоразрешения. Он должен установить даже размеры плода и сообщить, что они соответствуют физиологическим размерам женщины и никаких осложнений быть не должно. Акушеры должны быть специально подготовлены для домашних родов.

Если та или иная семья по какой-то причине желает домашних родов, то это должно быть продумано от и до. То есть здесь должны быть и акушерка, наблюдающая данную женщину во время беременности, и акушерка, которая будет принимать роды, здесь должен быть и педиатр, который примет новорожденного, посмотрит, сделает необходимые манипуляции по обработке родившегося младенца. То есть, все это требует очень большой организации. Более того, в современных условиях организация домашних родов может осуществиться платно и будет стоить довольно недешево. Поэтому домашние роды для большинства будут скорее исключением из правила, не всегда оправданным и необходимым. И здесь, еще раз подчеркиваю, нужно испросить благословения вашего духовника или приходского священника.

Что касается нововведения родов (роды сидя, роды в воде и прочее). Я единственное могу вам сказать: у нас есть очень большой опыт, накапливаемый не одним поколением и не одним столетием. Давайте обратимся к нему. Если мы не находим этих нововведений в жизненном опыте наших предшествующих поколений, давайте задумаемся: а настолько ли мы мудрее наших предков, чтобы что-то изобретать новое? Я не хочу показаться ретроградом или человеком, выступающим против каких-то нововведений. Но мне хотелось бы вас всех призвать к здравой мысли и к тому опыту, который Господь нам уже даровал. Слишком серьезное дело — рождения младенца, чтобы ставить в этой области эксперименты.

Татьяна Костенко, детский врач

Cайт «Благовещение. Библиотека православного христианина»

[1] Священник Анатолий Гармаев пишет по этому поводу: «Коли от Бога было положено человеку в муках рожать, то муки должны быть. Осознание необходимости несения жизненного креста совершенно меняет отношение к родовым мукам. Неся родовые муки, мать спасается сама и располагает возможностью преподать благодать спасения для ребенка своего. Православный человек, зная, что всякий грех искупается страданиями, ради очищения от греха и вхождения в удел искупления, обращается к страданиям как к спасительному средству. Крестом для женщины являются родовые муки. Приемлющая эти муки как крест свой и со смирением несущая их, оказывается освящаема Богом в этом своем несении.
Если семья ожидает рождения младенца, то все девять месяцев ведется приготовление к родам. Для женщины-христианки предстоящие муки являются ее крестом. Этот удел, несение креста, а значит болезненности в родах, она должна принять со смирением и кротостью, как дело ее личного искупления. Чем с большим смирением приемлет она крест тех родовых мук, которые ей предстоят, тем больше высвобождает она свое дитя из-под плена греха. В результате дитя уже не несет тех отторгающих переживаний, которые могли бы быть, если бы она отвергла свой крест. Поэтому для женщины-христианки принятие предстоящих переживаний боли необходимо.
Господь соразделяет с нею это ее несение, благодатным Своим участием умножает и усиливает внутренний ее покой и дает силы для того, чтобы пронести его, не ожесточаясь, не обижаясь, не ввергаясь в скудное, греховное состояние, наоборот, исполняясь мира, любви, участия». (Священник Анатолий Гармаев. От зачатия до рождения. «Свет Православия», 2000 г.).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *