Медицина как часть богословия — Александр Малышко

Ученые призывают пересмотреть стандартные размеры порций алкогольных напитков
25.05.2018
Климатические изменения и распространение опасных бактерий связаны
26.05.2018

Медицина как часть богословия — Александр Малышко

Больной лежит на операционном столе, один хирург склонился над ним, другой запустил руки в карманы больного. Тот, который над больным, спрашивает: «Ну, как?» Второй отвечает: «Безнадежен.»

  • Об авторе
  • Лекция первая
  • Вопросы пола и семьи
  • Человек и общество
  • Частная патология
  • Вопросы деонтологии

 

Об авторе

Александр Малышко — врач по профессии. Много лет работал главным врачом противотуберкулезного санатория. Цикл лекций «Медицина как часть богословия» прочитан на основании его работ «Путем болезни. Исповедь врача» и «Битва за любовь». Пишет стихи, сказки. Сборники: «Устами сердца», «Капельки», «Вместе!» В своем творчестве пытается, выражаясь словами Михаила Пришвина, «соединить поэзию, науку и жизнь». Живет и работает в Ялте, в Крыму.

Лекция первая

Больной лежит на операционном столе, один хирург склонился над ним, другой запустил руки в карманы больного. Тот, который над больным, спрашивает: «Ну, как?» Второй отвечает: «Безнадежен.»

Это не столько состояние больных или врачей, сколько состояние нашей медицины сегодня. И не столько кризис здравоохранения в материальном плане, сколько кризис медицинской науки. О путях выхода из этого кризиса пойдет речь в наших беседах.

Медицина зашла в тупик благодаря научно-техническому прогрессу. Парадокс, но именно так обстоит дело. Развитие мысли, технической мысли привело к тому, что человек разбит, раздроблен на множество мелких частей. В медицине это привело к узкой специализации. Поток медицинской информации уже не помещается в голове одного врача. Когда на приеме у нас появляется больной не нашего профиля, это вызывает панику. Мы боимся взять ответственность за этого больного. Быстрее отправляем его к «нужному» специалисту. Пусть он думает. Такой подход мы всосали с «молоком» alma mater.

Такой подход характерен не только для нашего времени. В истории человечества уже были похожие периоды. Взять допотопную цивилизацию. В Перу найдены камни, больше десяти тысяч штук, На которых выгравировано множество рисунков. На этих рисунках одновременно изображены современные животные, динозавры и … человек. Говорят, что такого быть не может. Но если принять, что Всемирный Потоп уничтожил динозавров, то эти рисунки можно рассматривать как свидетельства о жизни допотопной цивилизации. Так вот на этих камнях изображены переливание крови, пересадка сердца, Кесарево сечение. Все это уже было. Результат развития той цивилизации — Потоп.

Но существовало и, несмотря ни на что, существует и другое представление о человеке и причине его заболеваний. Все частные законы физиологии, физики, химии являются проявлением общего, глобального Закона Божия. С этих позиций и попытаемся рассмотреть человека. Человек — не набор органов. Человек, если можно так выразиться, — целостная система. Ряд похожих клеток составляют орган, ряд органов составляют систему, ряд систем составляют человека в целом. Каждый человек в масштабе человечества — одна клеточка. Его здоровье, его состояние определяется, как и состояние каждой клетки в организме, состоянием самой клетки-человека и взаимоотношением этой клетки-человека с другими похожими и непохожими на него клетками. Для того, чтобы иметь более или менее правильное понятие о человеке, необходимо рассмотреть его с нескольких позиций. Человек в самом себе, человек и семья, человек и общество. Вот на этих вопросах я хочу остановиться. Плюс некоторые вопросы частной патологии, а также поговорить о роли врача.

В любой системе есть иерархия. В том числе и в организме человека. Есть более важные органы и есть менее важные органы. Есть и главный орган, который регулирует деятельность всего организма. Этот орган — мозг. По сути, человек и есть мозг, а все остальные органы существуют для того, чтобы поддерживать жизнедеятельность мозга. Мозг может мыслить, но не может сам себя питать. Другие органы выполняют эту задачу.

Мозг мыслит, творит. Творчество — основная функция. Без творчества человек просто перестает быть человеком. Творчество в каждом деле. Не только в узком понимании этого термина (наука, литература, искусство). Творчество в любом месте, доступное любому человеку. Творчество санитарки при уборке палаты. Можно подойти чисто механически, а можно подумать. Результаты будут разные. Проявление творческого подхода — удовлетворенность, радость от результатов как самого работника, так и окружающих его людей, зависящих от его труда.

В организм поступают воздух, пища, вода. В процессе сгорания продуктов питания в кислороде образуется энергия, которая питает мозг, а также все остальные органы. Отработанные материалы выводятся из организма. Вот такая схема деятельности организма. Мы еще вернемся к этому, детализируем все это.

Мы коснулись физического, материального плана бытия. Медицина на этом замыкается. Она изучает только то, что можно пощупать, потрогать, посмотреть в микроскоп. Мало того, мы забываем, что физический мир измеряется не только пространством, но и временем. Жизнь наша — непрестанное движение во времени от рождения до смерти. Есть видимый и невидимый мир. Точнее, материальный и нематериальный, духовный мир. И если не ограничиваться видимым (материальным) миром, то глубина познаний возрастает многократно. И, наоборот, если мы ограничиваемся видимым миром, то это все равно что делать выводы об айсберге, наблюдая его надводную часть, не видя девять десятых скрытых в воде.

Вернемся к созданию человека. Человек создан из глины. Я заведомо стою на позициях не материалистических, поэтому с этих позиций и говорю. Человек создан из глины, из материального вещества. Он является, по сути, частичкой вселенной. Это с одной стороны. Но в создании человека два этапа. Бог создает его из глины и вдыхает в него жизнь, дух. В рождении каждого ребенка прослеживаются эти два этапа. Ребенок зачинается из двух родительских клеточек, сливающихся в одну. Таким образом создается тело и душа. В момент рождения вдыхается в него дух и только тогда он становится полновесным, полноценным человеком. Исходя из этого, я остановлюсь на основных моментах.

Говорят о том, что природная среда влияет на человека, на его здоровье. Это будет не совсем правильно. Не природная среда влияет на человека, а человек в своей материальной части является частичкой вселенной и живет по ее законам. С точки зрения физики, например, человек это диполь, у него есть два полюса, плюс и минус. У земли тоже есть эти два полюса. И человек становится частичкой этого большого диполя. Микровселенная в макровселенной. Все процессы проходящие в макровселенной происходят и в микровселенной. На этом и основано действие лекарственных препаратов. На тело, на землю по сути, можно воздействовать той же землей. На этом основано воздействие физических, химических, биологических лечебных факторов. На этом же основано повреждающее действие тех же факторов.

Это с одной стороны. С другой стороны человек выше этого, потому что он носитель духа. Он как дух неподвластен влияниям физического мира. Но до этого очень далеко и нужно идти, идти и идти. Этого достигают святые. Законы материального мира становятся им ни по чем. Вредные, смертельные воздействия окружающего мира перестают воздействовать на них. Есть множество тому примеров. Апостола Павла кусает ядовитая змея, все ждут его смерти, а он как ни в чем не бывало продолжает жить, не обратив внимания на укус. Мария Египетская, которая провела в пустыне больше сорока лет, в молитве отрывалась от земли. Законы гравитации для нее не существовали. Но это пока далеко и об этом не будем говорить.

Коснемся темы человек и животное. Между ними есть некоторое сходство. На этом сходстве и построена теория эволюции. Сходство человека и животного в том, что у них есть тело и душа. Дальше животное ограничено, духа у него нет. Мир был создан не в одно мгновенье, а в несколько этапов. Человек — венец творения. Естественно, что в его создании были использованы предыдущие «наработки». Поэтому становится возможной отработка медицинских методик на животных.

Теперь поговорим о душе. Некоторые подвижники видели выход души из тела и они говорят, что душа имеет такие же органы как и тело. Душа, в отличие от духа, материальное образование. Она очень тонкое, но все-таки тело. По аналогии с физическим миром, мы не видим всевозможных видов электромагнитных излучений, но они являются проявлением материального мира.

В свете сказанного становится понятным, что такое шестое чувство. Это не особый какой-то орган, а это внутренний наш человек, зрение души, слух души, осязание души и т.д. Внешний человек — тело, внутренний — душа.

Само слово «человек» образовано из слов «чело» и «вик», что значит мысле-живущий. Имя Адам переводится, как подобный или мыслить. То есть человек — это мысль, а тело — внешняя оболочка этой мысли.

Тело и душа тесно связаны. Так не бывает чтобы болело только тело или болела только душа. Если болеет душа болеет и тело, если болеет тело болеет и душа. Проявление болезни одновременно как в теле, так и в характеристике человека. В принципе, болезни тела — это «сыпь» болезней души. И, по большому счету, болезнь — это помрачение ума, с-ума-сшествие. Внутренний человек «сходит с ума» . Это приводит к сбоям в работе органов внешнего человека. С-ума-сшествие — это состояние боязни, страха, которые развиваются в результате упования на себя, а не на Бога. Страх приводит к спазму сосудов. Спазм вызывает боль и другие расстройства в работе органов. Боль, в свою очередь, вызывает страх. Замыкается порочный круг: страх-боль-страх.

Проиллюстрирую сказанное. Вспомним ситуацию, когда мы резко чего- то испугались. Вспомним свое состояние в этот момент. Побледнение, сердцебиение. Это проявление спазма сосудов. Но такое встречается не часто. Как правило выраженных явлений страха нет. Но каждый из нас постоянно чего-то боится. Чего-то больше, чего-то меньше. Зачастую не осознавая, что это всего навсего страх. Но этого чуть-чуть достаточно для того, чтобы в слабом месте наступил спазм. Если здоровые органы не реагируют на такое количество выброса адреналина, то для больного органа достаточно и этого небольшого количества, чтобы наступил спазм. Это особенно четко видно при бронхиальной астме, при сердечно-сосудистых заболеваниях. Почему у одних болит одно, у других другое? Я думаю, что здесь играет роль наследственность. По наследству передается предрасположенность к тем или иным заболеваниям.

Из всего этого исходя можно разработать подход к лечению. В первую очередь заниматься не лечением тела, что мы делаем, а лечением души. Бороться со страхом.

Можно сказать, что болезнь — не только помрачение ума, но и нарушение мира между внутренним и внешним человеком. Мы, как правило, увлекаемся кем -то одним, внешним или внутренним, и совершенно забываем о другом. Чаще перекос в сторону внешнего человека. Вылечить — найти баланс между внутренним и внешним человеком, примирить их. Внешне противоречия между внутренним и внешним человеком проявляются в неопределенности, в нерешительности, в боязни высказать свои мысли вслух, в боязни показаться смешными. Результат — неискренность. Это одно.

Второе. Найти каждому человеку свое занятие, внутреннему и внешнему. Об этом мы поговорим немного позже. Каждый человек находится именно в тех условиях, которые необходимы для его выздоровления. А мы, вместо того, чтобы пользоваться этой ситуацией, найти внутренний выход из этой ситуации, пытаемся найти внешний выход, пытаемся убежать от нее и попадаем в еще худшие условия. Внутренние проблемы не решаются. Это ропот, побег в никуда.

И самое главное. Лечение надо начинать с борьбы со страхом. Как с ним бороться? Каждый из вас вспомнит ситуацию, из которой, казалось, нет выхода. Мы много думаем, но ничего придумать не можем, только нагнетаем обстановку. Вдруг, кто-то появляется или выпил немного, язык развязался, поделился проблемой. И смотришь проблемы не стало. Чье-то одно слово и все стало на свои места. Он подсказал выход или, даже, ничего не подсказал, просто понял тебя и тебе стало легче. Вот в этом и заключается борьба со страхом. Не носить в себе переживания, делиться ими. Делиться, казалось бы, самым интимным, самым секретным. Конечно, не нужно кричать о своих проблемах на всех углах, всем подряд, но всегда найдется человек, с которым можно искренно поговорить. Если нет человека, написать свои переживания на бумаге. Психоаналитики, работая с детьми, просят нарисовать ребенка то, что пугает их. Таким образом выясняют причину страха. Так и здесь. Мы не художники, не писатели, но и цели у нас другие.

Еще один метод борьбы со страхом. Не бояться страха, идти ему навстречу, обострить проблему, с той целью, чтобы найти ее разрешение. Если мы пытаемся уйти от проблемы, она тянется, как шлейф за нами. И будет идти до тех пор, пока мы будем уходить от нее. Это что касается работы с внутренним человеком.

Работа с внешним человеком. Рассмотрим строение тела. Ряд органов предназначен для приема воздуха, ряд органов — для приема пищи и воды, ряд — для переработки всего этого, ряд — для вывода отработанных материалов. Все органы можно разделить на две группы. Первая: органы, принимающие и перерабатывающие воздух; вторая -принимающие и перерабатывающие пищу и воду. К первой группе относятся дыхательная, сердечно-сосудистая, опорно-двигательная системы. Ко второй пищеварительная и моче-половая.

Когда в организм поступает избыток строительного материала, будь то пища, вода или воздух, орган начинает работать с перегрузкой. Ему на переработку требуется больше энергии. Вместо того, чтобы идти на питание мозга, энергия тратится на переработку лишнего материала, тратится в холостую. Всем нам хорошо известно состояние, возникающее после плотного обеда. Все мысли тут же уходят, работать просто невозможно, хочется полежать, поспать, мозг отключается просто напросто.

То же самое происходит и с другими органами и системами. Скудость — мать здоровья. Нужно ограничивать прием пищи, воды, воздуха. Вот лекарство. Этого достаточно, чтобы стать здоровым в физическом плане. Если страдает дыхательная система (бронхиальная астма) или сердечно-сосудистая (гипертоническая болезнь, ИБС) нужно ограничить объем поступающего в организм воздуха. При заболевании желудочно-кишечного тракта — прием пищи. Очень просто, но и очень эффективно. Этот взгляд родился из собственных страданий. Поэтому я хочу об этом говорить. Может это принесет кому-то пользу.

Существует множество школ, течений, оздоровительных систем, которые, в принципе, могут давать результаты. Потому что они построены на чисто физических законах. Хотя многие из них претендуют на духовность, говорят о высоких материях. А все очень просто. В каждой системе есть элементы рационального питания и рационального дыхания. Начиная от йоги и заканчивая современным Малаховым и другими. Результаты достигаются вследствие не духовных достижений, а элементарного воздержания в пище и дыхании. Поэтому достижение физического здоровья не является показателем истинности того или иного учения. И животные могут быть здоровыми, если их кормить рационально и могут болеть, когда их закармливают.

Теперь о питании. Существует очень много диет, взглядов на рациональное питание. Зачастую очень сложных и запутанных. Проще нужно быть. Нет плохих и хороших продуктов. Есть отношение к этим продуктам. Как нет плохих и хороших вещей в целом, есть отношение к ним. Главное — умеренность.

Цикл деятельности любого органа состоит из двух периодов: работа и отдых. Когда работает одна группа мышц, вторая отдыхает. Например, сгибатели и разгибатели; систола и диастола, вдох и выдох. ЖКТ же работает без отдыха. Постоянно идет процесс жевания. Между завтраком и обедом еще несколько приемов пищи. То бутерброд, то чай, а к нему печенье, конфеты, то еще что-нибудь. В норме, желудок переварив пищу, переправляет ее в двенадцатиперстную кишку, а сам начинает отдыхать. Но это в том случае, когда нет «перекусов». А так, он только освободился от пищи, а то еще и не успел это сделать, мы тут же подбрасываем новую порцию. Отдыха нет. Поэтому простой подход. Между приемами пищи ничего не есть. Кто-то питается один раз в день, кто-то два, три. Больше вряд ли имеет смысл, но между этими приемами ничего во рту не должно быть. Желудку и всем другим органам пищеварительного тракта необходим отдых. Освободившуюся же энергию можно направить в другое русло.

Пища должна быть простой, чтобы не объедаться. Вкусная пища этому не способствует. Ее съедается намного больше, чем необходимо. Желудку все равно вкусная пища или нет, важен набор продуктов достаточный для нормальной жизнедеятельности. Много споров о соли. Некоторые заявляют, что соль крайне вредна. Соль такой же продукт. Но она придает вкус пище, а вкусной пищи можно съесть больше.

Иногда чрезмерное внимание уделяется какой-нибудь диете. Вся жизнь начинает строиться вокруг этой диеты. Диета превращается в идол.

При всей простоте рационального питания требуется длительная работа над собой. Результат проявляется не вдруг, сразу, а постепенно.

Возможны ситуации, когда необходимо применять крайние меры. В данном случае речь идет о голодании. В острых стадиях этот метод можно применять, но крайне осторожно, нужен опыт подобной работы. Даже в традиционной медицине этот метод применяется. Вспомните, о. панкреатит. Сам организм в случае острого заболевания отказывается принимать пищу. Например, при высокой температуре пропадает аппетит. А мы впихиваем пищу. Как же так, он же больной, ему надо усиленно питаться, чтобы победить болезнь. И мы насилуем естество наше. Не надо насиловать, не надо мешать организму, прислушайтесь, а что он на самом деле хочет.

В острых, далеко зашедших случаях можно и нужно лечить голоданием. Но не стоит стрелять из пушки по воробьям. Для лечения хронических заболеваний достаточно наладить рациональное питание.

На мой взгляд идеально это отработано в православии. Четыре длительных поста и еженедельно два постных дня. Самый мягкий подход. Тот же Брэгг говорит о том, что нужно один день в неделю поголодать, раз в квартал поголодать 3-7 дней. Хорошо, но сложнее в исполнении. Хотя можно и совместить голодные дни с постом. Строжайший пост. Но, повторю, подходить нужно очень взвешенно и не начинать со сложного, а с простого. Брэггу принадлежит замечательная мысль: — Головной мозг должен управлять желудком, а не желудок головным мозгом. У нас, к сожалению, желудок управляет и мозгом и всеми нами, нашими действиями и поступками.

Такой подход к питанию касается всех заболеваний и особенно заболеваний ЖКТ. Еще раз подчеркну важно не перестараться, недостаток пищи может привести к расстройствам. Во всем умеренность.

Теперь о дыхании. При бронхиальной астме, ИБС, гипертонии важно ограничить дыхание. Парадоксальная ситуация, приступ бронхиальной астмы, не хватает воздуха, хочется глубже вдохнуть, как рыба хватаешь ртом воздух, а становится еще хуже. Дыхание по Бутейко. Кажется все просто и понятно. Но не тут то было. Лет десять назад я пытался освоить этот метод. Hичего не получилось. Я подумал, что это такая же профанация как и многое другое. Но потом все-таки вернулся к методу и понял, что это достаточно глубоко. Из собственного опыта. Были такие случаи. Приходит кто-то на прием, а тебя прихватил приступ. Ингалятором воспользоваться неудобно. Сидишь и делаешь вид, что ничего не происходит. Специалист, конечно, сразу поймет и так, а неискушенный человек не слышит. Чуть глубже вдохнешь — хрипы, слышимые и неискушенному уху. Вот и сидишь, как мышь, и стараешься не дышать. И смотришь, минут через десять, становиться легче, дальше лучше. Не мог додуматься, что происходит. А вот с точки зрения Бутейко все становится понятным. Может быть он уделяет слишком много внимания углекислому газу, теория возможно не совсем верна. Но практически он угодил в точку.

Может быть, помните историю Земмельвейса, австрийского гинеколога. Смертность рожениц в то время составляла 20-30 %. Его осеняет простая мысль: руки надо мыть перед тем как принимать роды, а не после того, как это делали тогда. Он начал мыть руки перед родами и у него смертность упала к нулю. Он построил теоретическое обоснование, причем, совершенно не верное. Еще не были открыты микробы. Но с точки зрения практики он угодил в точку. Он пытался всем доказать, но его считали за сумасшедшего и умер он в психушке. С Бутейко происходит тоже самое.

Несколько замечаний по методике. Там есть достаточно сложные моменты. Специальные упражнения, контрольные паузы, дневники. По жизни все это сложно реализовать, да и ни к чему. Суть в том, что нужно ограничить глубину дыхания. Самое простое — дышать через нос, а не через рот. Всегда! Нос выступает и как фильтр и как редуктор, ограничивающий глубину дыхания.

До какой степени ограничивать дыхание? Надо постараться поймать этот момент. Возникает легкий недостаток кислорода, но приятный. Это состояние можно прочувствовать при ходьбе, постепенно увеличивая нагрузку. Идешь и постепенно увеличиваешь скорость до тех пор пока не почувствуешь, что,все, через нос дышать трудно. С этой скоростью продолжать ходьбу, или немного снизить, по обстоятельствам. На практике это не так уж и просто, но не так уж и сложно, достижимо. Работать надо.

Еще одна ошибка Бутейко. Он считает этот метод панацеей, что им можно лечить все болезни. В комплексе он действительно, очень хорош.

Вот подход к лечению. Борьба со страхом и нормализация питания и дыхания. Следующий этап, по мере восстановления сил, здоровья подключаются физические комплексы. Мало кто может заставить себя заниматься физзарядкой, особенно длительное время. Ходьба доступна всем. Пройтись на работу, с работы или просто прогуляться не сложно, для этого не нужно особого времени. Во время ходьбы можно и нужно регулировать дыхание. Также сочетается с закаливанием, воздушные ванны. Не нужно обливаться водой, это тоже очень тяжело. Любое пребывание на открытом воздухе — воздушные ванны, в том числе и сон с открытой форточкой. Мягкие закаливающие процедуры. Очень важно, что и физическую нагрузку и дыхание, и закаливание можно проводить одновременно. Не вся жизнь строится вокруг оздоровительной системы, а эта система гармонично и незаметно вписывается в жизнь.

Процесс выздоровления растягивается на месяцы, на годы. Хотя первые результаты видны сразу же. Часто бывают срывы. Особенно при форсировании событий. Когда хочется достичь наилучшего результата. Не расстраиваться и не останавливаться. После падения -подъем и снова все сначала. В итоге будет стойкий результат.

Такой подход позволяет отказаться от лекарств. Не сразу, постепенно. У длительно болеющих возникает психологическая зависимость от лекарств, как от наркотиков. Больному становится плохо только от того, что он вдруг обнаружил, что рядом нет ингалятора, или нитроглицерина. «Бросить» лекарства все равно что бросить курить. Нужно применить волевое усилие. На первом этапе — снижение дозировки. Оно регулируется самим состоянием организма. По мере улучшения доза начинает уменьшаться. А вот от последней таблетки нужно отказаться. Как курильщику от последней сигареты. Если ты сократил количество выкуриваемых сигарет до одной, ты все равно курильщик. Чтобы бросить последнюю сигарету нужно волевое усилие. При приеме препаратов так же. Нужно волевое усилие, чтобы отказаться от последней таблетки. Это приводит к проявлениям заболевания (приступу). Преодолеть это проявление волевым усилием., перетерпеть боль, перетерпеть спазм.

Вот такой подход к лечению. Но это всего лишь один круг вопросов. Завтра мы поговорим о межличностных отношениях.

Вопросы пола и семьи

Сегодня мы поговорим о втором круге вопросов, связанных со здоровьем человека. Поговорим о проблеме пола. Само слово «пол» значит половина, половинка одного целого. Мужчина и женщина — это две половины одного целого. Возьмем цитату из Библии: «И сотворил Бог человека по образу и подобию своему, мужчину и женщину сотворил и благословил и нарек их ЧЕЛОВЕК в день сотворения». То есть не его нарек или ее, а обоих как одно целое. Мужчина и женщина, муж и жена, как сиамские близнецы. С той разницей, что сиамские близнецы связаны зримо, то муж и жена незримо. Где бы они не находились, на каких расстояниях, все равно они одно целое. Проблема пола — это прежде всего проблема поиска самого себя. Человек не успокоится пока не найдет самого себя, свою вторую половину.

Если конфликт между внутренним и внешним человеком приводит к срывам, к болезням. Конфликт между двумя половинами приводит к тем же результатам. Болеют обе половинки, но также болеют и дети.

Мы говорили об иерархии в организме. Иерархия существует и здесь. Есть ведомый, есть ведущий. В реальной жизни все вывернуто наизнанку. Эта проблема существует столько сколько существует человечество. Но в последнее время она особенно обострилась. Эмансипация и феминизация привели к так называемому равноправию полов. Они не могут быть равны хотя бы потому что мужчины не могут рожать. У мужчины и женщины совершенно различные функции. Это не значит, что женщина плохая, а мужчина хороший или наоборот. Просто у каждого свои задачи. В организме у мозга одна задача, у печени другая, у легких третья. Если легкие начнут выполнять функцию печени ничего хорошего из этого не получится. Так и здесь. Мужчина должен решать стратегические вопросы, он лидер в этом тандеме, он обеспечивает жизнедеятельность семьи. Женщина — помощница мужчины, она мать. Воспитание детей — вот ее задача. Сравним с реальной действительностью. Очень часто мужья называют своих жен именами суперменов (Шварцнегер, Сталоне). Это говорит о том, что женщина взяла лидерство в семье. Она захватила власть, она все определяет. Но в силу своих особенностей женщина не может выполнять определенных функций. Женщина лидер — ошибка. В первую очередь она любящая жена. Чтобы муж мог прийти домой и мог выдохнуть, мог отдохнуть после баталий. А не так как в анекдоте . Один новый русский говорит второму: — Как я устал, как надоела эта работа, съездить что ли на Канары отдохнуть.» Второй отвечает: «На работу ты уходишь от жены, а если поедешь на Канары, она поедет с тобой.»

Дети видят наши отношения, учатся на этих отношениях и когда вырастают повторят наши ошибки. Им можно говорить все что угодно, но они видят, что мама решает все вопросы, папа в лучшем случае, становится таким же ребенком, «старшим сыном».

Секрет счастливого брака заключается в том как, с какими мыслями люди подходят к заключению брака. Прожив 20-30 лет в браке, когда установились отношения, кто отдаст власть добровольно? Hикто. Поэтому стоит вопрос как научить детей не повторить ошибок родителей.

Юноша должен знать, что он лидер и искать девушку, которая должна знать, что он лидер, а она ведомая. Если он найдет девушку, которая тоже знает, что она лидер, то… Нужно ориентировать своих детей мальчиков на одно, девочек на другое. Но повторю, можно говорить все что угодно. Дети смотрят не на слова, а на дела. Например, если я говорю своему сыну, что курить вредно, но сам достал сигарету и курю, то сколько бы я ни объяснял или не наказывал его, он тоже будет курить.

Если я подойду к ребенку и скажу мы живем неправильно, вы должны жить по другому. Они не смогут. Просто напросто, они этого другого не видели. Чтобы наши дети были счастливы, чтобы мы были счастливы нужно восстановить нормальные взаимоотношения в семье. Это значит, что женщина должна отдать власть добровольно, подчиниться мужу. Бывает женщина очень тонко ведет мужа в нужную ей сторону, он даже не замечает. Задача не в том чтобы тонко вести за собой, а в том, чтобы полностью отдать инициативу мужу.

Если жена не хочет отдать власть, как ее забрать? Отношения «в лоб» приведут к конфликту. Если нет прочной базы, если нет осознания, что муж и жена одно целое, что только смерть может разлучить их, то конфликт может привести к разводу.

Несколько слов о разводе. Если мужчина достаточно силен, он, когда его начинают давить, просто уходит, не вступает в борьбу за власть. Уходит и начинает строить свою жизнь по новому. У слабых мужчин возникают другие проблемы. Мужчина смиряется с тем, что теряет власть и уходит в запой. Другая проблема — сексуальные расстройства(мужчина теряет лидерство и в сексуальном вопросе). Третья проблема, вытекает из второй, поиск сексуального удовлетворения на стороне. Самый «безобидный» вариант, когда муж находит себе какое-нибудь занятие и живет им, изолировавшись от семьи. Но для детей это имеет такие же пагубные последствия.

Одно решение вопроса. Восстановить статус кво. Как сделать так, чтобы не ухудшить ситуацию, не развалить семью? Через сексуальную контрреволюцию. У нас сложилось отношение к вопросу о половых отношения, как к чему то непотребному, стыдному. А что тут стыдного, если разобраться. Есть у меня рука, есть у меня нога, есть у меня еще какие-то органы. Hичего особенного в этих органах нет. Наш подход к этому вопросу как к чему то постыдному — результат грехопадения. Маленькие дети ничего не стесняются, они ходят голенькими и не имеют никаких проблем. Я не призываю всех раздеться, » Долой стыд!» Есть и такие течения. Зачем смущать других людей. Но это не нормально когда муж и жена стесняются наготы друг друга. Половые отношения мужа и жены — это личное дело целостного человека. Поэтому кричать об этом на всех углах нельзя. Но не потому, что это стыдно, а потому что это личное.

Восстановить статус кво в семье можно через решение вопроса половых отношений. Брать власть в половых отношения, стать активной стороной. Это происходит ненавязчиво и с удовольствием. Так шаг за шагом потихоньку можно изменить ситуацию.

Теперь перейдем к другому кругу вопросов, связанных с семьей. O проблеме детей. Это то, что нас больше всего тревожит. Это наша любовь, наша надежда. Все хотят, чтобы дети наши были счастливы, чтобы они жили лучше нас. Но, как правило, своими действиями мы делаем все возможное, чтобы у них это не получилось.

Важнее проблемы детей ничего нет. Очень важно правильно воспитать ребенка. В действительности акценты расставлены совсем по другому. Проблемы жизнеобеспечения, работа, третье, десятое. И дети проходят стороной. Мы обеспокоены тем, что бы их хорошо накормить, одеть и упускается самое главное. Дети остаются в стороне. Потом, как правило, мы приходим в себя, когда у нас появляются внуки. И как правило, отношение бабушек и дедушек к внукам любовное. Они осознали, что не может быть ничего важнее этого чуда, которое появилось на свет и только любовью их можно воспитать.

В последнее время негативная тенденция. Уже дедушки и бабушки не осознают этого. Продолжают гоняться за материальными благами, заняты работой, а для внуков у них времени не остается. Это признак очень нехороший.

Теперь о болезнях детей. Дети — это наши частички. Из слияния двух клеток появляется новое существо. Поэтому виновниками детских болезней, в основном, являемся мы, их родители. Главная причина — нарушение внутрисемейных отношений.

По причинам болезни можно разделить на две большие группы. Наследственность и воспитание.

Все, что мы переняли по наследству от своих родителей мы передаем детям. И хорошее и плохое. Все наши неразрешенные проблемы переходят к детям. В Америке проводились опыты с лекарственными препаратами. Исследователи старались выйти на грань сознательного и подсознательного. В результате у испытуемых выплывали картины, уходящие далеко в прошлое, т.е. вся прародительская жизнь выплывала на поверхность. Это говорит о важности разрешения проблем сейчас. Все, что остается неразрешимым, передается по наследству.

Теперь о роли воспитания. Мы зачастую делаем ребенка кумиром. Он становится у нас центром мира. Бывает еще одна модель построения мира: Я сам в центре. Это причина собственных страданий. Но если центром становится ребенок — это причина страданий этого ребенка. Заболевание не излечивается до тех пор, пока ребенок не выходит из-под контроля «любящих» родителей. Ребенок болеет, чахнет до тех пор, пока его не увезут куда-нибудь из-под контроля родителей. Будь то в санаторий, в больницу, к дедушке. Это не имеет принципиального значения. Он там расцветает, становится другим человеком, здоровым. Возвращается он назад к родителям, его опять начинают давить своей «любовью», опять он начинает страдать. Это до тех пор, пока родители не осознают истинных причин. А так очень легко превратить ребенка в инвалида и даже довести его до смерти. Имеется в виду не самоубийство, а «естественная» смерть от болезни.

Мы стараемся оградить детей от всех проблем, создать им тепличные условия. Берем их работу на себя. Это ошибка. нужно чтобы они учились жить в реальной обстановке. Если провести аналогию с организмом: один орган берет на себя функцию другого органа. Первый орган атрофируется, второй от перегрузки ломается. Т.е. мы ломаемся, а дети атрофируются. И когда он после нашей поломки становится лицом к лицу с реальностью — полный крах. Закаливание должно быть не только физическое, но и духовное. Мы говорили о пище. Есть пища внешнего человека, а есть внутреннего. Пища внутреннего человека — информация. Очень важно не переедать. Мы очень разборчиво относимся к пище: смотрим на срок годности, качество, можно ли это есть, не яд ли это. К информации у нас такого отношения нет. Мы без всякой критики, анализа воспринимаем все подряд. Особенно опасно в этом отношении телевидение. Мелькает передача, за передачей, сюжет за сюжетом. Времени на то чтобы осознать происходящее, переварить информацию нет. После получения информации необходим отдых, чтобы спокойно осознать что ты узнал, что с этой информацией делать. В противном случае вся информация загоняется в подсознание. Затем докопаться становится очень сложно. Почему плохое быстрее проявляется, чем хорошее? Для того, чтобы чего нибудь достичь необходимо трудиться: чтобы получить образование -учиться, чтобы построить дом — работать, сам он никогда не построится. Если кто-то построил дом, то он и будет в нем жить, а ты так и останешься на улице.

Перейдем к вопросу лечения детей. В первую очередь, Это нормализация внутрисемейных отношений. Второе, работа над собой родителей, исправление собственных недостатков. Сколько я не буду говорить о вреде курения, если я курю, ребенок будет курить.

Третье, работа над ребенком, его воспитание. Не создавать детям тепличных условий. Вспомним о значении страха в развитии заболеваний. И вот, мы сами учим детей бояться. Это самая, может быть, крупная ошибка в воспитании. Мы пугаем детей всем подряд, милицией, скорой, чем угодно. Конечно ребенка необходимо обучить мерам предосторожности. Он должен знать, что в розетку пальцем или вилкой лазить нельзя, что автомобиль представляет определенную опасность. Только как этому учить? Нагонять страх или дать понятие ребенку о возможной опасности при ненадлежащем поведении.

Страх и сказки. Сказки разные бывают. Некоторые несут любовь и радость, а некоторые негативные, разрушительные чувства, страх. Такие сказки отсекать. А сегодняшние все эти мультики, фильмы. Сплошное насилие, садистский уклон. А мы спокойно сами смотрим и позволяем смотреть детям.

Чему необходимо учить детей, так это чувству благодарности. Благодарности за все, за то, что мы живы. Учить радоваться жизни. Причем быть довольным сегодняшним днем, не вчерашним и не завтрашним, а именно сегодняшним. Светит солнце. Красиво. Мы встретились. Замечательно. Друг друга поняли. Очень хорошо.

Воспитывать детей в почитании родителей. Здесь как раз один секрет долголетия, а значит и здоровья. Пятая заповедь гласит: «Почитай отца и мать твоих и дни твои продлятся на земле.» Мы уже далеко ушли от этого, а вот, Восток еще сохранил эти традиции. Например, долголетие горцев.

Мы говорили о том, что нужно дать детям. Есть другая сторона медали. Что можно взять от детей? У них есть чему поучиться. Я говорю о маленьких детях, дошкольниках. Чем старше дети, тем больше они погрязают в порабощении миру. Ошибочные установки взрослых потихоньку засасывают детей. На маленьких детей ничего не действует. Даже в семьях наркоманов и алкоголиков маленькие дети, как ангелочки. Они живут в грязи, ничего хорошего не видят, а остаются ангелами. Вот этому надо учиться. Учиться быть независимым, не быть подвластным давлению большинства.

Дети наивны, искренни, просты. Не боятся быть смешными, говорят то, что думают. Взрослые ведут себя по другому. Внутренний порыв сказать или сделать то-то. Тут же мысль: — Стой, не делай, как бы чего не вышло, что другие подумают.

Мы много времени уделяем заботам о хлебе насущном. Да, этому нужно уделять внимание, но не это главная забота. Духовный поиск, духовная работа должны впереди стоять. Дети не беспокоятся об этом. Они знают, что мама с папой дадут им все необходимое. Мы дети Божьи. И наш Папа с Мамой — Бог создаст условия, чтобы мы получили все необходимое для жизни. Но мы сами пытаемся решить свои проблемы. Да, мы должны работать, но мы не должны ставить достижение материальных целей во главу угла.

Жизнь человека можно разделить на три этапа. Первый — детство, искренность, простота, естественность, ангельское состояние. Дети, как святые, страдают по нашим грехам. Они любят нас, хотя мы виноваты в их страданиях. Признак святости — страдание за кого-то.

Второй период — зрелый возраст. Человек выходит из детства, начинает стесняться своей наготы, начинает жить по законам мира. Это состояние постоянно нарастает, доходит до крайности, до кризиса. До невозможности дальнейшего существования. Здесь либо гибель, духовная гибель, либо человек начинает задумываться о случившемся, искать выход из ситуации. Начинает работать над собой, начинает ломать свои устои и выходит потихоньку.

Наступает третий период — старость. Человек осознал все. Он в какой-то степени возвращается в детство. Старик — это ребенок с опытом взрослого. Старику уже ничего не нужно. Старик -лучезарный, светлый, богообразный, несущий любовь и радость окружающим.

Вот три этапа. Через эти три этапа всем нужно пройти. Они не связаны тесно с каким-то определенным возрастом. Ребенком можно быть и в двадцать лет и в пять лет можно быть взрослым. Стариком можно стать лет в 30-40, а можно и в 70 не стать им, остаться взрослым, умереть не осознав самого главного. Осознать свою немощь. Мы считаем, что мы что-то можем. Hичего мы не можем. Ребенок осознает, что он немощен, что во всем зависит от родителей. Пока взрослый не осознает свою немощь, он не станет стариком, Будет сам все решать, делать и ни к чему не приходить, только усугублять свои внутренние конфликты, проблемы, своими поступками, своими руками затягивая удавку на собственной шее. Вот такие три этапа возраста человека.

Завтра мы коснемся третьего круга вопросов, связанных со здоровьем: человек и общество.

Вопрос. По ТВ передавали, что американцы проводят исследования на уровне клетки и они добьются бессмертия.

Ответ. Здесь следует поговорить о проблеме клонирования. Сейчас опыты ставятся на млекопитающих: овцах, коровах. Из клетки овцы выращивается точная ее копия, полностью повторяющая ее генетический код. Человек отличается от животного, вчера мы говорили об этом, наличием духа. Да, воссоздать душу и тело человека путем клонирования возможно. Дух нельзя. Одухотворение происходит в момент рождения. Родится однояйцовый близнец. Т.е. другой человек.

Вопрос. О ментальном и астральном теле и соответствии понятиям души и духа.

Ответ. Дух исследовать невозможно. К вопросу об астральном, ментальном. Эти понятия подразумевают изучение мира духов. Вдаваться в исследование духовного человеческим разумом просто опасно. Апостол Павел, например, был восхищен в рай при жизни. И он потерял дар речи. То, что он видел выразить словами невозможно. В духовном мире другие законы и выразить нашими понятиями их нельзя. Астральное, ментальное тело подразумевает за собой астральный и ментальный мир и соваться в этот мир просто нельзя, это опасно, ты останешься в дураках. Например, мне попадалась статистика начала века. Среди лиц, занимающихся спиритизмом большое количество самоубийств и психических расстройств. Вот тебе и общение с миром духов. Ты изучи вначале себя, тебе и этого хватит с лихвой. Это дело личное каждого, но имей в виду чем это тебе грозит.

Вопрос. Как вы смотрите на то, что мужчина имеет любовницу.

Ответ. Любовницы появляются в результате нарушений внутрисемейных отношений. Мы уже говорили об этом. Если жена начинает давить мужа, один из вариантов, он ищет себе любовницу. Я не утверждаю, что это происходит только так и не иначе. Но обычно на этой почве. Человек состоит из двух половинок и он неделим. Нельзя без боли, без страдания отделить одну половину и прилепить другую. Это не значит, что виновата только женщина и что я выступаю против женщин. Женщина сама по себе прекрасна. Прекрасна женственностью, материнством. Вот ее достоинства. За это ее надо на руках носить, а не за то, что она становиться «Шварцнегером».

Вопрос. А гарем как объяснить?

Ответ. Гарем это восточная традиция. Я туда углубляться не буду. Я основываю свое мировоззрение на христианской, православной традиции.

Вопрос. У католических священников есть обет безбрачия. Как вы к этому относитесь?

Ответ. Обет безбрачия есть и у монахов. Чтобы это понять необходимо углубиться в историю. Монашество зародилось когда христианство перестало быть гонимой религией. В церковь стали вноситься законы мира. Монашество это протест против законов мира. Своим поведением монахи подчеркивают неправильность нашего поведения. Вот недавно был такой случай в нашей медицине. Ребенку плохо, очень плохо. Мать звонит в амбулаторию. Там спрашивают: «Температура есть? Нет? Ну, тогда ведите ребенка сюда.» А как его привести, если сам он не может, на руках у матери еще двое малышей? Вот против таких законов мира протест. Тот же протест и против семейных отношений, когда в них поставлено все с ног на голову. Хотя тот же апостол Павел говорил, что лучше быть неженатому. Потому что муж заботится о жене, жена о муже, а неженатые о Боге. Монашество это своего рода юродство о Христе. Юродивые подчеркивают неправду нашей жизни.

Человек и общество

Мы сегодня расширим круг наших рассуждений. Человек и общество. Человек в обществе. Человечество это один целостный организм. Мы все клеточки этого организма. Все мы выполняем одно дело. В рамках нашего санатория, мы составляем уже орган, перед которым стоит определенная задача.

У нас многие болезни и расстройства возникают от неправильного восприятия себя и мира. Зачастую человек не воспринимает себя как одно целое с обществом, только Я и все. Я чем-то занят. Подходит ребенок, жена, сослуживец. Они мне мешают, раздражают. Конфликт.

Для того, чтобы определиться, понять себя важно понять свое место в этом мире. Мы все страдаем в большей-меньшей степени гордыней. Каждый думает что Я что-то значу. И значу немало. Это когда Я отдельно, а все остальные отдельно. Тогда все и вся будут мешать мне. А если представить, что я клеточка огромного организма, то Я тоже что-то значу и без меня придется туго этому организму, но я не самый главный, далеко не самый главный. Клеточка — последняя частичка. Из клеток состоят органы, из органов системы, из систем — человек.

Есть органы, которые выполняют другую работу, быть может погрязнее, чем тот орган, частичкой которого являюсь я. Но они выполняют важную, необходимую работу. В организме есть органы, которые транспортируют кровь, а есть органы, которые выводят экскременты. Это не значит, что они нечистые, плохие. Без их работы конец всем.

И первая задача человека — найти свое место в организме. И здесь возникает вопрос кто я и что я. Цель — раскрыть себя, свои возможности. Надо ставить цель перед собой и добиваться ее. Если я поставил перед собой цель, что мне сегодня нужно попасть в Ялту, то я рано или поздно попаду, а если цели нет, то никуда и не попадешь.

Если есть цель, то все что происходит, каждое событие становится понятным. Способствует ли оно или нет достижению цели. Жизнь становится проще и понятней. К примеру, мне нужно попасть на автобус, который отправляется в Симферополь. Я иду на автостанцию. Встречается мне знакомый и начинает забалтывать. Он мешает достижению цели или способствует? Другой знакомый предлагает подвезти. Так во всем.

Есть цели глобальные, стратегические, а есть тактические. Есть цели большие на всю жизнь, а есть маленькие на один день. Надо помнить, что если мы сразу поставим перед собой глобальную задачу, мы никогда ее не достигнем. Большие задачи состоят из нескольких менее значимых, те в свою очередь из множества маленьких. Учиться нужно на целях, задачах на один день. С утра поставил перед собой задачу. И все события дня рассматриваешь сквозь призму решения поставленной задачи.

Другое дело, наша духовная слепота, она не позволяет сразу правильно определить свою цель. Обозначить свое место в жизни очень трудно. Для этого нужно время и, как правило, это приходит уже в зрелом возрасте. Наши пристрастия, как гнутое стекло, не позволяют увидеть реальную картину, определить правильно цель.

Проблема духовного построения — определить соотношение и место индивидуального и социального. У каждого человека своя роль, своя задача. У внутреннего человека своя задача, у внешнего своя. Задача внутреннего для всех одна — восстановить в себе образ Божий, стать ребенком по сути. Для внешнего человека — у каждого своя задача. Все мы неповторимы и этим прекрасны. Не сопоставимо с машиной. В машине выпал винтик, его можно заменить. Если «выпал» человек, его не заменишь, второго такого нет. Каждый неповторим.

И вот задача — поиск призвания. Многие из нас занимаются не тем чем нужно. Материальные соображения заставляют нас заниматься не тем к чему лежит у нас душа, а тем, что от нас требует желудок. Большую ошибку делают родители при выборе специальности для детей, навязывая им то к чему они не стремятся, а то что модно, выгодно, престижно. Мы калечим ребенка на всю жизнь. Надо быть внимательным к ребенку и следить за его наклонностями и не навязывать ему свое мнение. Человек может быть талантливым, если он на своем месте, получать радость, удовлетворение от работы. И наоборот, не своя работ — пытка.

Сейчас я столкнулся с проявлением этой проблемы в медицине. Беременная молодая женщина, беременность протекает хорошо, ей говорят врачи: «Готовься к Кесареву сечению. — Почему? — У тебя рост 148 см, а при росте 150 см и меньше мы делаем операцию.» Это один случай. Второй. Мать обращается с грудным ребенком к врачу. Тот выдает диагноз: рахит. Почему? В норме у такого ребенка должен быть рост 65 см, а у вашего 64! Он недоразвит! Рахит! Этот врач не на своем месте, когда он из-за одного сантиметра ставит диагноз: рахит. Он не творчески подходит к своей профессии, а врач это творческая профессия. Любая профессия — творческая профессия.

Вдруг я осознал, что все что я делал, дожив до сегодняшнего дня, неправильно. Я шел не в ту сторону. Так жить дальше нельзя. Начинаются попытки вырваться, изменить жизнь. Первая ошибка — мы пытаемся изменить внешние условия. Вырваться можно, но вначале решить внутренние проблемы. от себя не убежишь. Меняя внешние проблемы одну на другую мы ничего не достигнем. Помните раньше, когда рабочих мест было много, была категория людей, которая бегала с работы на работу. Вспомните, что это были за люди.

Теперь несколько слов о наших взаимоотношениях. Своим поведением мы несем в мир всего лишь два чувства: радости или скорби. От моего состояния зависит ваше состояние. Если у меня хорошее настроение, то и у вас будет хорошее настроение. Если у меня нет настроения, я буду делать все, чтобы испортить его вам. И даже, если я ничего не делаю, а пришел с кислым выражением лица, этого достаточно, чтобы испортить вам настроение.

Как правило, мы очень редко несем радость, чаще огорчаем, нагружаем своими проблемами. А задача состоит в том, жить так, чтобы легче жилось другим. Терпеть друг друга, принимать друг друга такими какие мы есть, не стараться изменять других и своим поведением нести в мир радость. Вот принцип взаимоотношений.

Но носить тяготы друг друга, что это значит? Выполнять работу за других? Нет. Это значит выполнять свою работу. Если мы берем на себя чужую работу, мы развращаем человека. Апостолы Петр и Иоанн, проходя мимо храма увидели хромого, просящего милостыню. Они ответили: «У нас нет денег, мы дадим тебе то, что у нас есть. Встань и ходи!» Делиться тем, что можешь дать, а не брать на себя чужую работу, проблемы. Этим ты убиваешь и себя и того, за кого выполняешь дело.

Каждый человек индивидуален. Если что-то хорошо для меня, это не значит, что хорошо и для других. Здесь возникает вопрос свободы. Свободы совести. Конституционной и, самое главное, внутренней свободы.

Быть свободным, значит быть самим собой. Осознать свои цели и задачи и действовать согласно им. Но это не значит, что внутренняя свобода обеспечит автоматически внешнюю свободу. Внешнюю свободу мы никогда иметь не будем. Потому что мы всегда порабощены государством, семьей, другими взаимоотношениями с людьми. Я не вспоминаю здесь о порабощении греху. Мы существуем сами по себе, мы всегда связаны, мы в одном организме. Без нас нельзя прожить, но и мы без других не можем жить. Внешне мы не свободны, внутренняя же свобода достижима.

Свобода подразумевает освобождение от страха. Человек перестает бояться всяких пустяков. Жизнь наша так скоротечна. Когда наступит конец никто не знает. Он может наступить в любую минуту. Нужно жить по пословице: «Двум смертям не бывать, а одной не миновать.» Действовать так, как будто это последний шаг, последний поступок. Идти на смерть. Это не значит, что своими действиями подставлять себя под пули. Но быть готовым к любому исходу, в том числе и к смерти, не провоцируя ее.

Вот, что пишет Экзюпери. Французские летчики летали на допотопных самолетах. Немецкие истребители были намного маневреннее и летали намного быстрее. Французские самолеты для немецких по сути были просто мишенью. И вот Экзюпери отправляют на задание, из которого он наверняка не вернется. Но тем не менее он живым проходит сквозь строй немецких истребителей и выходит на вражеские позиции, где подвергается страшному и сокрушительному обстрелу. Вот, что он пишет: «Мне позволено все, потому что в эту секунду я прекрасно осознаю, что делаю. Я иду на смерть. Я иду на риск. Я принимаю не бой, я принимаю смерть. Мне открылась великая истина, что для бойца война, это не принятие риска, не принятие боя, это просто принятие смерти.» Он вышел живой из этого боя, он вернулся.

Это говорит о том, что не надо жить с опаской, «как бы чего не вышло». Мы сами себя лишаем свободы, потому что мы боимся. Летчик хотел жить, но он шел на смерть и вернулся живым из безвыходной ситуации. Не надо бояться. Мы все равно умрем.

Но реально ли бессмертие? Да, реально. Дух бессмертен. Бог создал человека бессмертным и дух не умирает. Умирает тело в результате грехопадения. Человек был совершенно здоров и бессмертен. Мы стали смертными потому что отошли от Бога. Мы здесь на земле находимся как в больнице, чтобы излечиться от своих пороков. Для этого существует два института: церковь и больница. Одна лечит душу, другая — тело. Это две половинки одного целого.

Частная патология

Разберем некоторые вопросы частной патологии. Расскажу совершенно бессистемно о том, с чем приходилось сталкиваться. Штрихами.

БРОHХИАЛЬHАЯ АСТМА. Коснемся сразу и СТЕHОКАРДИИ, и ГИПЕРТОHИЧЕСКОЙ БОЛЕЗHИ. Начинать с дыхания по Бутейко. Главный принцип лечения любого органа — уменьшить нагрузку на больной орган. Как при переломе конечности — лечение иммобилизацией поврежденной конечности. В данном случае речь идет о легких и сердечно-сосудистой системе. По сердечно-сосудистой системе транспортируется кислород. Организм сам начинает бороться с избытком кислорода, спазм бронхов, спазм сосудов, уменьшая, таким образом, доступ кислорода.

ЗАБОЛЕВАHИЯ ЖКТ. Подход тот же уменьшить нагрузку на больной орган. При язвенной болезни в стадии обострения — лучше всего голодание.

ЦИСТИТ. Очень простой прием борьбы. Позыв к мочеиспусканию перетерпеть, продержаться как можно дольше. В мочевом пузыре соберется большее количество мочи, которая затем при мочеиспускании вымывает с поверхности и продукты воспаления и возбудителя.

АЛЛЕРГИЧЕСКИЙ РИHИТ и вообще ПРОСТУДHЫЕ ЗАБОЛЕВАHИЯ. Две причины возникновения. 1) психические и физические перегрузки, проще говоря — переутомление, 2) переедание. Обратите вынимание, в последние годы стало меньше аллергических ринитов. Стали хуже питаться. Стало меньше этих заболеваний. Заметим, что обострения этого заболевания приходятся на период цветения и связывается с цветением. Но стоит обратить внимание, что это время Великого поста. Лет 10 назад из моего носа лились потоки, причем уже не только весной, но и весь год. Я очень любил и много ел мяса. Стоило прекратить его есть, я год не ел мяса, как все прошло.

АППЕHДИЦИТ, ЗАГЛОТОЧHЫЙ АБСЦЕСС, ФОЛЛИКУЛЯРHАЯ АHГИHА. Это все одна группа заболеваний. Это проявление ярко выраженной реакции страха, нежелания какой-либо ситуации. Пример, человеку жениться, сдавать экзамен, а у него заглоточный абсцесс, температура под 40. Или был такой случай. Учительница говорит ученику, что на следующем уроке его обязательно спросит. Ребенок всю неделю ходит в страхе, что его спросят. Накануне урока — приступ острого аппендицита. Какой важный вывод можно сделать? Эти заболевания можно лечить и не хирургическим путем. Понять причину страха и успокоить больного. Можно вообще не допустить приступа аппендицита, если заранее разглядеть этот страх. Мы, как правило, очень не внимательны. Понять ребенка, понять больного, вызвать его на откровенный разговор. Помочь ему изжить страх.

Теперь такое наблюдение. Насекомые «домашние», типа ВШЕЙ и ТАРАКАHОВ. Я разговаривал с человеком, который прошел Отечественную войну от первого до последнего дня. Он рассказал о таком своем наблюдении. Вши заедали до невозможности. Как с ними только не боролись. Он очень живописно описывал. Безрезультатно. Но стоило перейти под Сталинградом в наступление, как вши пропали, но зато начали мучить немцев. До конца войны проблемы вшей уже не было. Упадочное настроение способствует появлению этой напасти.

(Реплика: тут в крови что-то). В крови ли? Наблюдение о тараканах. Как только в семье восстанавливаются нормальные взаимоотношения, муж поднимает голову — тараканы исчезают.

ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА. В частности АЛКОЛИЗМ. Чаще всего возникает из-за нарушения внутрисемейных отношений.

ИСТЕРИЯ. Очень сложно поставить диагноз. Она маскируется и под бронхиальную астму, и гипертонию, и дистонию, и под заболевания ЖКТ и мочеполовых органов, под что угодно. Но для постановки диагноза решающую роль играет следующее обстоятельство. Больной требует к себе повышенного внимания. Если внимание ему не уделяется, он любыми способами привлекает это внимание к себе. Такие больные крайние эгоцентристы, обвиняющие всех и вся, что их не любят, не понимают, не уделяют внимания. Чаще болеют женщины, но мужчина-истерик стоит десяти истеричек. Подход к лечению жесткий, не давать требуемого, жесткий, порой грубый отказ. Основной врач такой женщины — муж. Повышение с его стороны сексуальной активности. Вспомните наших отдыхающих. Приезжают в санаторий, и то болит и это, ничего не помогает. Появился ухажер — все прошло.

ШИЗОФРЕHИЯ. Крайняя степень эгоцентризма. Доходит до того, что в человека вселяется бес. Поместить такого больного, а еще лучше, создать дома нормальную обстановку, выправить все дефекты в семье. Атмосфера любви. Но не поблажек для больного. Он должен знать порядок. Не он должен вести, а его вести. Не идти на поводу.

МАHИАКАЛЬHО-ДЕПРЕССИВHЫЙ СИHДРОМ. Любая неудовлетворенная страсть приводит в итоге ко гневу. Бывает два варианта развития: или сразу гнев, или сначала уныние, переходящее в гнев. Вот две стадии маниакально-депрессивного синдрома: возбуждение и депрессия.

САХАРHЫЙ ДИАБЕТ. Мы рассматриваем диабет, как заболевание поджелудочной железы. В этом основная ошибка. Заболеванию диабетом предшествует сильный стресс. Это вызывает спазм сосудов почки. Нарушается канальцевая реабсорбция сахара. Сахар из первичной мочи не весь возвращается в кровь, часть остается в моче. Если помните, есть почечный диабет, когда в моче есть сахар, а в крови — норма. Так вот почечный диабет — это начальная стадия диабета. В моче есть сахар, а в крови норма или даже некоторое снижение. Что происходит дальше? В поджелудочной железе кроме бета-клеток, вырабатывающих инсулин, есть альфа-клетки, вырабатывающие глюкагон. На выходе из почки концентрация сахара ниже чем на входе. срабатывает защитный механизм. Подавляется работа бета клеток, снижается выработка инсулина и активируется работа альфа клеток, увеличивается продукция глюкагона. Инсулярный аппарат не поражен, при определенных условиях он опять может работать. Вскрытие людей умерших от диабетической комы показало, что инсулярный аппарат у них был не поврежден.

Если нормализовать процесс реабсорбции сахара из первичной мочи, чтобы концентрация сахара на входе в почку и на выходе из нее была одинаковой, нормализуется работа поджелудочной железы. Снизится выработка глюкагона и увеличится выработка инсулина. При поиске препаратов, которые могут улучшить канальцевую реабсорбцию, наткнулся на гипотиазид. Описано парадоксальное действие гипотиазида при несахарном диабете. Он производит обратный эффект — заметно уменьшает количество выделяемой мочи.

Лечение — ограничение нагрузки на почку, то есть уменьшение количества потребляемой воды. Жажду перетерпеть. Это одна сторона. Вторая — пища. Сегодня поел больше, завтра меньше, сегодня одна пища, завтра — другая, сегодня отдыхаешь, завтра работаешь в поте лица, или психическая нагрузка. В принципе доза инсулина при разных обстоятельствах должна быть разной. В наших условиях доза инсулина стандартная. По этому часто возникают гипогликемические состояния. Два пути борьбы с этими состояниями: либо поесть, либо снизить дозу инсулина. Поесть проще. Больные сильно привязаны к пище. Страх не поесть. Они думают, что если во время не поедят, то это — все. Да, действительно так, если сначала уколоть инсулин. А если его не уколоть, то ничего не случится. В доинсулярную эпоху таких больных лечили строжайшей диетой вплоть до голодания. Но, повторю, стереотип настолько сильный, что стоит не поесть даже без укола, как возникает сильнейших страх, который приводит к повышению сахара в крови. С сахарным диабетом можно бороться, хоть и очень тяжело. Из-за тяжести психического состояния больных. Их упрямость.

Еще. Речь идет о первичном сахарном диабете, когда сохранен инсулярный аппарат. При вторичном диабете в результате панкреонекроза, резекции поджелудочной железы действительно имеет место снижение бета клеток. В этих случаях заместительная терапия инсулином оправдана и является единственно возможной.

(Реплика: — Сахарный диабет генетически передается.)

Генетически передается не заболевание, а предрасположенность к заболеванию. У одного предрасположенность к бронхиальной астме, у другого к сахарному диабету, у третьего …

(Реплика: Говорят, при сочетании браком людей обследуют генетически и говорят, вот ваш брак неуместен, ребенку передастся предрасположенность к сахарному диабету.)

Сейчас пишут много чего. Действительно есть степень риска повышенная, но доказательств, что сахарный диабет наследственное заболевание нет. Есть заболевания, которые передаются по наследству. Но это совершенно другая проблема. А если так подходить к проблеме, то все браки нужно запретить. Где найдешь сейчас здорового человека? А тем более двух, мужчину и женщину. Попробуйте сравнить несколько поколений: себя, своих родителей и своих детей. Родители здоровее нас, мы здоровее детей. Мы говорили, что человечество — это одно целое. От Адама и до тех, кто еще будет после нас. Сравним с деревом. Наши предки корни, крупные стволы до последних молодых побегов, листочков, до нас, которые отпадают, вырастают новые. Все мы связаны, все от одного корня. И, по большому счету, наши дети старше нас, а мы старше своих родителей. Каждый ребенок склонен к какой либо болезни, Каждое новое поколение добавляет к уже существующим новые повреждения генного аппарата. В первую очередь играет роль нравственное состояние общества. За годы перестройки упала нравственность и возросло число наследственных заболеваний. Но нам еще далеко до той же Америки, где этот процесс идет давно.

ПРОБЛЕМЫ ОHКОЛОГИИ. Сразу предупрежу. Все что я говорил раньше — результат личного опыта, либо собственной болезни, либо лечения болезней других. По онкологии у меня никакого личного опыта нет. Но я познакомился с одной теорией, которая мне очень понравилась, которая отвечает на множество вопросов, стоящих перед онкологами. Это может быть переворот в медицине. Открытие принадлежит Тамаре Яковлевне Свищевой. Она химик. Пришла к проблеме через личный опыт. Все ее родственники умерли от рака. Она начала исследовать эту проблему. Она вернулась к идее, которая существовала и раньше в нашей медицине. Это паразитарная теория возникновения рака.

Раковую культуру можно выращивать in vitro или пересаживать от одного животного к другому в течение десятилетий. Возьмите кусок мяса и подержите его при 38 градусах. Что с ним будет?

Мало того, она обрабатывала культуру пепсином, который в желудке переваривает мясо, культура продолжает расти. Это является доказательством, что раковая культура — живой организм. Причем — это одноклеточное существо, простейшее. Трихомонада. Все деструктивные процессы в организме вызываются экзогенными факторами. Возьмем тот же туберкулез, стафилококковую пневмонию, аспергилез. К этому же разряду относится и рак.

Жгутиковые имеют склонность к колонизации. В колониях жгутики им уже не нужны. Они меняют свой образ. Вообще три формы существования трихомонад: жгутиковая, амебовидная, цистная. Становится понятным механизм образования метастазов. От колонии отрывается одна клетка, один паразит, током крови заносится в любой орган и там начинает развиваться, размножаться. Антигенные свойства жгутиковых похожи на антигенные свойства сперматозоидов. Эти свойства помогают им приспособиться к любому органу. Организм сразу не распознает врага.

Делятся жгутиковые атипично. Не как клетки человеческого организма — ровно пополам, а как угодно. В результате деления появляются атипичные клетки, которые ошибочно принимаются за клетки организма.

Опухоли не прорастают сосудами. Вопрос: как они питаются? Для простейших сосуды не нужны. Распад опухоли — отмирание старых, отживших клеток.

Доброкачественные и злокачественные опухоли — это стадии одного процесса. Трихомонадами поражено практически все человечество. Не только вагинальными, но и кишечными, ротовыми. Под влиянием лечения трихомонады переходят в цистную форму. Можно прожить с ними всю жизнь и они не разовьются, но при благоприятных для них условиях они начинают расти. Сексуальная революция в этом вопросе сыграла значительную роль. Заболеваемость раком за последние 100 лет выросла значительно и стала одной из ведущих проблем. Частая смена партнеров увеличивает риск заболевания.

Есть публикации, что рак вызывается определенного вида грибами. Но и в этих исследованиях в культуре находят трихомонады. По этой теории этому факту дается свое объяснение. Но как бы там ни было, рак — это паразитарное заболевание.

Вопросы деонтологии

Вернемся к теме здоровья. Попытаемся определить ценность здоровья. Вы возразите. Что может быть ценнее здоровья? С какой стороны посмотреть. Если рассмотреть этот вопрос с позиции смерти, то значимость здоровья резко падает. Смерть косит и здоровых и больных. Здоровье действительно важно. Но в чем ошибка? Мы гоняемся за здоровьем внешнего человека, за здоровым телом. О внутреннем человеке забываем. Если нет внутреннего здоровья, не будет и внешнего. Мы гоняемся за иллюзиями, за миражами. Можно сделать тело здоровым, но что с того. Оно умрет, если душа останется больной.

Все мы воспитаны на одном стереотипе. Если я заболел, я должен обратиться к врачу и он меня вылечит. Т.е. кто-то за меня выполнит работу. Почему так популярны всевозможные целители? Человек не хочет трудиться. Заболела голова, выпил таблетку. А подумать почему она заболела. Это уже сложно. Больной идет к врачу и если это не острое заболевание, а большинство хроники, облегчения не получает. Значит этот врач плохой. Больной идет к другому врачу, к целителю, к экстрасенсу. Не имеет значения к кому, лишь бы вылечить тело. Для чего нужно здоровое тело? Для того, чтобы продолжать жить как я хочу.

Поговорим о роли врача в процессе лечения. Откуда берется здоровье? Его дает Бог, но для этого больной должен поработать над собой, исправиться. Покаяние в переводе с греческого «перемена». Перемена образа мыслей, образа действий, образа жизни. Врач не целитель, а регулировщик. Он дает направление больному, он должен показать в какую сторону идти. Насильно больного не вылечишь. Если он не осознал ничего лечение бесполезно. Один из старцев, авва Фалласий говорил: «Врач — это ум уврачевавшийся сам и других врачующий тем же, чем сам уврачевался.»

С больным можно спокойно поговорить, когда процесс у него хронический, вялотекущий. Но бывают ситуации, когда разговаривать некогда, надо действовать. У врача два главных лекарства — это сострадание и радость. Чтобы сострадать, нужно понять, понять боль другого человека, понять до глубины. Мало того, показать страдающему, что ты понял. Показать словом, делом, взглядом. Больному только от этого становится легче. Груз его болезни помогают нести, он становится легче. Коснемся темы неразделенной любви . Мы любим а нас нет. Мы понимаем, а нас не понимают. Это вызывает страдания и болезни. Это болезни по чужим грехам. Я грешу, а плохо вам. Но я даже и не замечаю этого. И вот, когда тебя поняли, это вызывает радость, страдание уходит, болезнь исцеляется. Исцеляет радость. А радость это лицо Бога, лицо Любви. Я приведу пример. Отвел ребенка первый раз в садик. Он там побыл два часа, проплакал. Дома сразу уснул и проспал часа четыре, хотя днем не спит. Проснулся с кашлем. Кашель к вечеру усилился. Меня, вдруг, осенило. Я понял, что он боится, что его завтра опять поведут в садик. Я ему говорю: «Сима, я тебя больше HИКОГДА в садик не отдам.» Сразу у него глазки засияли и кашель прекратился. Его поняли и он тут же выздоровел. Врач должен своим состраданием нести радость больному. У Чуковского все лечение описано в двух строчках. «И всем по порядку дает шоколадку и ставит и ставит им градусники». Суть врачебной деятельности в этих двух строчках : порадовать и уделить внимание.

Если взять православных врачей, причисленных к лику святых, они либо мученики, либо бессеребренники, либо то и другое вместе. Другими словами, врачебная деятельность это мученичество. Взять и понести тяжесть болезни на себя. Врач — бессеребренник. Врачебная деятельность не должна быть средством обогащения. Если врач поставил себе цель обогатиться за счет больных, он уже думает о том не как вылечить больного, а как заработать на нем. Т.е. он уже не врач, а бизнесмен. Диплом врача или его отсутствие еще ни о чем не говорит. Читал об одной семье, не врачи, не дипломированные врачи. Они каким-то образом столкнулись с проблемой онкологии. Они бросили все, купили где-то в лесу домик И начали выхаживать раковых больных. Запущенных, безнадежных больных, от которых отказалась официальная медицина. Они выходили больше 150 человек. это было лет десять назад. Вообще все лечение рака официальной медицины облучение, химиотерапия, операции только ослабляют защитные силы организма. В то время, когда их необходимо укреплять.

Вылечить больного — это рассеять его страх. О значении слова. Словом можно исцелить, а можно и убить. В моей практике был случай. От инфаркта миокарда умер больной, которого я лечил от туберкулеза, больной молодой. Я ему назначил тубазид внутривенно. Больной был очень симпатичный, я старался изо всех сил, чтобы ему помочь, назначил ему мощнейшее лечение. На вскрытии стало ясно что те каверны, которые были у него, под влиянием химеотерапии не закрылись бы никогда, в то же время туберкулезный процесс был ограниченны и с ним бы он прожил очень долго. Еще пример. Заболела женщина. Ее вылечили и сказали лет десять ты еще поживешь. Проходит 10 лет и она умирает. Другой пример. Молодая женщина. Ходит сама не своя, вся в себе, разговаривает с тобой, но мысли ее где-то далеко. Удалось вывести ее на откровенный разговор. Оказывается у нее фибромиома матки и ей сказал хирург, что если она срочно не сделает операцию, то через три месяца… И вот как раз подходили к концу эти три месяца. С тех пор прошло лет пять. Операцию она так и не сделала.

Еще один аспект. Больной идет к врачу. Врач дает ему совет. Больной идет к другому врачу. У того противоположное мнение. Тогда больной идет к третьему. Пытается выбрать, ничего не получается. Терзание и сомнения. Надо выяснит у больного, что он уже знает и не давать противоположных советов. Лучше один плохой врач, чем два хороших. Не надо бояться брать ответственность на себя. Как только попадается больной посложнее, мы сразу пытаемся отправить его либо от себя подальше, либо на консультацию к другому врачу. Нужно избегать консультаций, а если без консультации не обойтись, то присутствовать при консультации или консультировать заочно, чтобы не вызвать сумятицы в мозгах больного. А для этого не нужно бояться брать ответственность на себя. Точный диагноз не столь важен. Бывает, конечно, в острых ситуациях нужно четко разобраться, но в большинстве случаев точный диагноз не важен. И то, что ты назначил, как правило, не играет принципиального значения. Важно участие врача, сострадание с его стороны, несение радости. Не важно какое лечение назначено, если врач отнесся к больному с участием, тот выздоровеет. И вообще, врач — это не медицинское образование. Врачом может быть любой человек, готовый выслушать и понести этот крест на себе, независимо от образования.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *