Добавлено в рубрику:
Психиатрия
Психиатр о лечении психосоматических заболеваний
(6 голосов:
5 из 5)
Термин «психосоматические заболевания» всё более на слуху у обывателей. Что такое психосоматика, а главное — как и у каких специалистов её лечить, расскажет православный психиатр Владимир Константинович Невярович.
Какие заболевания относятся к психосоматическим?
Психосоматические заболевания (от др.-греч. ψυχή — душа и σῶμα — тело) — это болезни, возникновение которых тесно связано с психическими и психологическими факторами. Суть этих достаточно распространенных расстройств заключается, как видно из самого названия, в тесной связи и взаимодействии души и тела. Сам термин предложил в 1818 году лейпцигский профессор психологии и врач душевных болезней (психиатр) Иоганн Христиан Август Гейнрот (1773-1843). Гейнрота называют также в словарях и справочниках: романтиком, моралистом и мистиком. Источником множества заболеваний Гейнрот считал патологию духа и порочность души, на основании чего строил свои методы и модели лечения.
Только через столетие сформировалось в медицине самостоятельное «психосоматическое» направление, возникновение которого во многом было обусловлено возникшим кризисом сугубо материалистического взгляда на все болезни вообще, господствующего на протяжении последних веков на волне многочисленных научных технических достижений. В становлении «Психосоматической медицины» принимали участие множество представителей различных школ и направлений, как в медицине, так и в психологии, философии, физиологии и социологии. Укажем на некоторых из них: это немецкий психиатр Карл Виганд Максимиллиан Якоби (1775-1858), введший в 1822 году понятие «соматопсихический»; берлинский терапевт Густав Бергман (1878-1955), разработавший учение о функциаональной патологии; немецкий философ Фридрих Вильгельм Ницше(1844-1900); всемирно знаменитый французский психиатр Жан Мартен Шарко (1825-1893), у которого учился отец психоанализа Зигмунд Фрейд(1856-1939); основатель учения о неврастении(1869) американский невропатолог Джордж Миллер Бирд (1839-1883); его соотечественник терапевт Да Коста (1833-1900), именем которого назван синдром «возбудимого сердца солдата» (1871); американский психоаналитик Франц Габриэль Александер (1891-1964), которого считают одним из основоположников современной психосоматической медицины; немецкий врач Александр Мичерлих (1908 -1982), открывший в 1949 году в Гейдельбурге психосоматическую клинику; австрийский врач и психоаналитик, профессор по психосоматической медицине Вашингтонского университета Феликс Дойч (1884-1964); основоположник теории «стресса» канадский патолог и эндокринолог, Лауреат Нобелевской премии Ганс Селье (1907-1982) и многие, многие другие. Психоаналитики, как правило, причину психосоматических заболеваний видят в наличие неосознанных конфликтов у человека, тщательно исследуют забытые пациентами психические травмы, делают акцент на половых проблемах, включая сюда детские неосознанные взаимоотношения с родителями и прочее. В развитии психосоматической болезни выделяют психосоматические реакции, расстройства, состояния, иногда аффекты.
Чем психосоматические болезни отличаются от обычных заболеваний?
Любое заболевание имеет связь с психикой (душой). Однако в развитии «психосоматических заболеваний» сторонники этой теории усматривают более выраженное и даже решающее значение психики, нежели иных причин. Отсюда лечение болезненного состояния заключается прежде всего в терапии психического фактора или изменения способа реагирования на стресс.
К примеру, человек жалуется на головные боли или боли в спине. Но истинной причиной страданий в данных случаях, как выясняется при всестороннем психологическом исследовании, является его личные проблемы, связанные с работой, которые и проецируется на тело, вызывая плохо купирующиеся обычными медицинскими средствами упорные боли.
К наиболее распространенным психосоматическим заболеваниям принадлежит так называемая классическая семерка (Alexander, 1968):
Однако сторонники психосоматической медицины в своих предположениях значительно расширили этот список, включив в него ишемическую болезнь сердца, туберкулез, инсульт, ожирение, алкоголизм, наркоманию и ряд других заболеваний. Ими выделены и характерные типы личностей: «коронарный», «язвенный», «артрический». «Коронарный» тип личности, к примеру, отличается напористостью, беспокойством, стремлением к успеху, агрессивностью. Его преследует часто ощущение нехватки времени. Он склонен к подавлению своих внутренних переживаний и эмоций, чем нарушает физиологические процессы в организме.
Одинаково ли определяются психосоматические заболевания разными специалистами?
Нет, существует множество различных взглядов и несовпадений, как среди представителей психосоматической школы, так и со стороны их коллег, придерживающихся иных концепций на этиологию и патогенез заболеваний. К примеру, одни психосоматики причину бронхиальной астмы видят в «нежелании дышать» пациента, другие связывают патологию этого страдания с чрезмерной напористостью, от которой дыхание буквально перехватывает, приводя к приступу удушья; третьи — объясняют приступы эгоцентризмом, привлечением к себе внимания, желанием изменить окружающее.
Разночтений столь много, что невозможно в пределах данной статьи даже вкратце перечислить основные из них. Так, психосоматики, вышедшие из врачей психоаналитических школ, трактуют причину почти всех заболеваний, прежде всего, как следствие вытеснения влечений, нарушающих функции органов; как замещение существующей проблемы на соматическое расстройство.
Поведенческие или телесно-ориентированные психотерапевты предлагают иное видение проблемы. Совершенно отличен взгляд на заболевания в моделях материалистических школ советского периода, основывающихся на физиологическом учении И.П.Павлова.
К каким специалистам следует обращаться для лечения психосоматических заболеваний?
В отличие от зарубежной медицины, где существуют официальные психосоматические отделения, факультеты и клиники, в России нет утвержденного статуса врача-психосоматика, поэтому этой проблемой чаще всего занимаются врачи-психиатры, психотерапевты и отчасти психологи. Это официальная точка зрения, теория и практика. Но существует ещё и духовная, духовно-нравственная терапия, имеющая право на существование и дающее замечательные результаты в лечение многих болезней (смотри на этот счет серию книг автора этой статьи: «Терапия души», «Исцеление словом», «Порок души», «Трактат о врачевании в православном изъяснении», «Чудесные исцеления»).
Какую роль играет тип нервной системы самого больного в формировании заболевания?
По классической теории академика И.П.Павлова различают 4 типа нервной системы: холерический (сильный неудержимый), сангвинический (сильный, подвижный, уравновешенный), флегматический (сильный, инертный), меланхолический(слабый, легко истощаемый). Описанные типы по сути соответствуют темпераменту.
Лица со слабым типом нервной системы в большей степени подвержены негативным воздействиям извне. Поэтому в одних и тех же обстоятельствах одни люди быстро «ломаются», скорее истощаются и «выгорают», нежели другие. Играет роль и иммунная защита, её состояние, способность к сопротивлению и поддержанию необходимого для организма внутреннего равновесия (гомеостаза).
Как долго может длиться лечение и насколько оно эффективно?
Все зависит от характера заболевания, степени его тяжести, своевременности обращения (запущенный, хронический патологический процесс всегда лечится труднее). Лечение некоторых болезней, имеющих в своей основе духовное (душевное) нездравие может быть очень длительным.
Святые Отцы упоминают о так называемых «неудобноврачуемых» болезнях, имеющих особый сакральный смысл. Нельзя сбрасывать со счета и так называемые генетические, наследственные факторы.
В каждом конкретном случае подход к лечению должен быть сугубо индивидуальным, и, как учили в советское время, личностным, клиническим и патогенетическим. Надо сказать, что русская медицинская школа внесла немалый вклад именно в процесс глубинного целостного отношения к больному человеку. Начиная с Мудрова М.Я.(1776 -1831), Захарьина А.Г.(1829 -1898), Боткина С.П.(1832-1889), Пирогова Н.И.(1810-1881) – преобладала именно многофакторная, ориентированная на личность болящего терапия, девизом которой был лозунг: «Лечить не болезнь, а человека, во всей полноте его личностных черт и состояний»
Позволю себе более подробно остановиться на некоторых представителях Российской школы врачевания болезней, которые вполне можно было включить в число выдающихся психосоматков (вположительном смысле слова). Среди них — профессор терапии и патологии Московского университета Матвей Яковлевич Мудров, который исповедовал модель целостного многогранного взгляда на болезнь, с учетом душевых и духовных, а не только биолого-физиологических механизмов. Он, в частности, писал: : «Зная взаимные друг на друга действия души и тела, долгом почитаю заметить, что есть и душевные лекарства, кои врачуют тело. Они почерпаются из науки мудрости; чаще из психологии. Сим искусством печального утешишь, сердитого умягчишь, нетерпеливого успокоишь, бешеного остановишь, дерзкого испугаешь, робкого сделаешь смелым, скрытого — откровенным, отчаянного благонадежным. Сим искусством сообщается больным та твердость духа, которая побеждает телесные болезни, тоску, метание и которая самые болезни тогда покоряет воле больного. Восхищение, радость и уверенность больного тогда полезнее самого лекарства». Наряду с лекарствами Мудров прописывал больным, кому и в какое время из небесных врачей и при каких случаях следует молиться.
Среди причин болезней, важное место отводил он душевным факторам: «душевными возмущениями: гневом и злобою, завистью и честолюбием, роскошью либо скупостью, ревностью или отчаянием и всякими печалями житейскими, в мрачном житии нашего нощи попеременно преходящими» человек приходит к различным болезням и страданиям. Другой известный наш доктор, лечивший императора Александра III и Льва Толстого, профессор Антон Григорьевич Захарьин описал «отраженные» боли от тех или иных внутренних органов на кожу, внеся важную веху в теорию взаимосвязи внутреннего и внешнего в человеке. В советское время известный врач и психолог Александр Лурия (1902-1977) писал : «Плачет мозг, а слезы — в сердце, печень, желудок…»
Что может предпринять сам больной? Есть ли какая-то дыхательная гимнастика или лечебная физкультура для того, чтобы справиться с психосоматическими заболеваниями?
И дыхательная гимнастика (пародоксальная по Стрельниковой, или классическая, а также по системе йогов) плюс лечебная физкультура — могут дать реальный положительный результат в комплексном лечении при индивидуально подобранном комплексе систематических занятий, но они не могут быть панацеей в лечение болезней, как, впрочем, и любой иной отдельно взятый вид оздоровительных процедур(закаливание, лечебное голодание, плавание, массаж, аутогенная тренировка). К сожалению, сугубо материалистически ориентированные школы не рассматривают такие духовные факторы, как грех, совесть, страсти, — категории, которые в системе православной медицины относятся к важнейшим, позволяющим изучить и понять истинный духовный смысл страданий.
Письмо читателя Азбуки Здоровья:
Я пришёл к мнению, что мои проблемы с желчным пузырём и желудком — чистая психосоматика. Всё от нервов. Когда спокоен — ничего не болит.
Один опытный врач дал мне совет, что делать, когда начинаешь нервничать, как отсечь от этот сигнал от желудка.
Упражнение против возникновения психосоматических заболеваний желудка и двенадцатиперстной кишки
Исходное положение: стоя или сидя, руки опущены.
Одновременно с медленным вдохом (около 8-ми секунд) поднимаем прямые руки по сторонам вверх и они соприкасаются. Взгляд поднимается вместе с руками и упирается в их соединение.
Затем задерживаем дыхание на 3-4 секунды и на выдохе производим обратное движение аналогичной длительности.
Вдыхаем и выдыхаем струйно, губами образуя трубочку.
Полностью сосредотачиваемся исключительно на дыхании и движении.
Повторяем три раза. После 2-го раза может наступить лёгкое головокружение или сонливость
Как относиться к трактовке психосоматических заболеваний, которую дают авторы эзотерических книг.
К эзотерической литературе отношусь как к сладкому дурману. В поисках истины многие, особенно молодые люди, забредают на нивы оккультизма и мистики. Редко кто из них с помощью этих учений выздоравливает, а вот повреждаются рассудком многие. На мой взгляд, небезопасными являются и некоторые системы, основанные на самовоспитании и жестких правилах.
Есть учения православно ориентированные, имеющие в себе здравые основы с весьма спорными выводами и рекомендациями, претендующими на всеобъемлющую истину. Мне вспоминаются также всевозможные модные диеты, виды голоданий (по Брэгу и Шелтону). Не столь давно увлекались оздоровлением по методу Серафима (Чичагова) в изложении Ксении Кравченко, системами Бориса Васильевича Болотова, Ивана Павловича Неумывакина; также не мешало бы вспомнить массовые сеансы оздоровления Анатолия Кашпировского и Алана Чумака, всяческие виды уринотерапии, сосание растительного масла, употребление чайного гриба, яблочного уксуса и т.д. Стоит ли повторять, что универсальной системы оздоровления в природе не существуют, а все эзотерические книги, с позиции нашей Русской Православной Церкви вредны для души человеческой.
Может ли правильно настроенная духовная жизнь помочь справиться с психосоматикой?
Безусловно! Результаты могут превзойти все ожидания. Иногда один исповеданный грех разрушает целую цепь болезненных состояний.
Нет ничего выше и лучше индивидуального осознанного пути совершенствования и воспитания, стремления к святости. Как подчеркивает афонский старец Порфирий Кавсокаливит, заболевания, в частности душевные, излечиваются, «если человек приобретает правильное православное сознание», взамен эгоистического. «Когда обращаешься к Богу, то уже ничего не ищешь, перестаешь быть всем неудовлетворенным человеком. Напротив становишься всем и всеми довольным, начинаешь всех любить, всегда радуешься…»(Цветослов советов, Святая Гора Афон, 2014 г. стр. 526). Полезны и следующие советы старца: « Постарайся отвергать неприятные воспоминания и страхи. Вспоминай о том хорошем, что было в твоей жизни. Всегда смотри в будущее с надеждой и оптимизмом. Слушай хорошую музыку…Почаще гуляй на природе, езди за город…кроме Божественной литургии по воскресным дням ходи и на вечерние богослужения, на всенощные бдения. Молись, с доверием обращаясь ко Христу»(стр. 524. Там же). Обычно к болезням относятся как к большому несчастью. Но это не совсем правильная позиция. Святые отцы говорили, что болезнь – это Божье посещение. И мы не можем точно знать, что полезнее для нас болезнь – или здоровье. Многие люди совершали великие поступки и открытия именно, а иногда и благодаря болезни. И говоря о психосоматическом заболевании, полезнее, если это возможно, начинать лечение с терапии души, а не тела.
Из врачебной практики
Одна пациентка страдала заболеванием с нарушением функций опоры и движения. Она передвигалась самостоятельно, с помощью трости. Муж неоднократно возил её в столицу для консультаций и лечения у именитых врачей. Однако в процессе психотерапевтической работы открылась истинная причина заболевания, которая крылась в частых изменах со стороны мужа и неосознанном желании женщины удержать его рядом с собой. После многочисленных бесед и индивидуальной работы пациентка постепенно избавилась от трости, и движения у нее восстановились в полном объеме.
Но были и другие примеры, с более грустным эпилогом. Ко мне однажды привели (точнее привезли на коляске) пациента, у которого в течение нескольких месяцев развилась непонятная слабость в области нижних конечностей. Дополнительные методы исследования не выявили какой-либо патологии, вследствие чего его направили для консультации и лечения к психотерапевту, которая страстно убеждала пациента, что он здоровый человек, неосознанно симулирует по причине нежелания работать. Но в беседе с тем молодым человеком удалось выяснить, что заболевание не приносит никакой выгоды болящему, напротив, перечеркивает его много желанные планы на будущее. Я посоветовал после длительной беседы его родственникам показать больного моему знакомому, старому и очень опытному нейрохирургу. Консультация состоялась, и нейрохирург клинически заподозрил наличие опухоли в позвоночнике. Его диагноз вскоре подтвердился и инструментальными методами диагностики. Больной в последствии был прооперирован в Германии, но, к сожалению, так и не смог больше ходить. Месяц занятий с психотерапевтом был безвозвратно упущенным временем, и не принес никакой пользы больному.
________
Я хотел бы пожелать читателям благословения Божьего на все добрые и спасительные дела; чтобы не смущались никаких жизненных обстоятельств, не уходили в болезнь, но и не пренебрегали помощи врачей: вначале Небесного, а потом и земного! Чтобы больше изучали историю и культуру нашего Отечества, искали путей святости и учились молиться; сторонились пороков и боролись с матерной бранью и неряшеством.
Психиатр В.К. Невярович