Global Look Press
Наталья Хоробрых | Заместитель генерального директора фармацевтической компании «Натива»
Комментирует недавнее расширение списка жизненно важных и необходимых лекарственных препаратов (ЖНВЛП).
«Из перечня исключены две позиции, зато добавлены 60 новых международных непатентованных наименований (МНН), 8 новых лекарственных форм. Также изменения коснулись и перечня препаратов, входящих в ОНЛС (обеспечение необходимыми лекарственными средствами): этот список пополнился 25 новыми позициями и 2 новыми лекарственными формами. Российские пациенты получили доступ к целому ряду современных лекарств последних разработок.
В последнее время порядок включения новых международных непатентованных наименований (МНН) в список ЖНВЛП изменился. Если раньше главную роль играла коммерческая составляющая, то сегодня на первый план вышла социальная. Необходимость включения той или иной молекулы широко и открыто обсуждается общественностью. В свободном доступе находятся подробные описания препаратов, созданных на его основе, конкретные факты об их использовании, оценка эффективности и количество побочных эффектов.
Основная цель включения МНН и лекарственных препаратов в список ЖНВЛП — государственное обеспечение пациентов лекарствами, которые, как правило, имеют высокую стоимость и недоступны для большинства больных. Поэтому, теоретически, чем больше наименований содержит список ЖНВЛП, тем это выгоднее для пациентов. Сколько именно больных получат помощь, зависит от двух основных факторов: объема государственного финансирования медицинских программ и зарегистрированной цены на препарат.
Получение нового МНН в фармацевтике обычно инициируется разработчиками оригинального лекарственного препарата для того, чтобы попасть в национальные списки, подобные российскому ЖНВЛП. На разработку и запуск в производство новых молекул уходят годы клинических исследований. Стоимость таких МНН априори не может быть низкой — она определяется вложенными инвестициями. Нужно признать, что включение 60 новых МНН отдаляет государство от недавно заявленной цели — 90% ЖВНЛП производить в России. На сегодняшний день я знаю, наверное, только несколько отечественных компаний, которые могут себе позволить длительный срок разработки, апробации, создания доказательной базы эффективности новой молекулы, поэтому, когда в список ЖНВПЛ включается МНН, как правило, это зарубежный производитель, а цена продукта достаточно высокая.
Между тем бюджетные расходы на обеспечение больных лекарствами не увеличиваются. Таким образом, если список ЖНВЛП расширяется, особенно за счет дорогостоящих препаратов, то мы можем говорить лишь о перераспределении средств между различными нозологиями в соответствии с реестрами пациентов. Насколько эти реестры отражают действительность, судить не берусь. В той же онкологии до тех пор, пока человек не получит официальный диагноз в стационаре, в реестр он не попадает. Но это не означает, что он не нуждается в лекарстве».